Завтра миллионы
христиан и католиков отметят Пасху – один их самых значимых и почитаемых
праздников. Наверняка многие уже подготовили пасхальную корзину и ждут вечера,
чтобы освятить продукты. Поэтому сегодня тот день, когда можно и нужно
вспомнить о растениях, которые упоминаются в Библии. Вначале я хотел написать
отдельный пост на эту тему, но когда почитал различные источники, то решил, что
более правильно будет предоставить ссылки на интернет-ресурсы, а читатель сам
внимательно ознакомиться, сделает выводы и возьмет для себя нужную информацию.
Итак, вашему вниманию 10 разнообразных по содержанию, направленности и стилю
подачи источников о растениях, которые упомянуты в Библии.
1. Прежде всего, информация,
поданная в Википедии.
Здесь дана краткая характеристика растений по направлению их использования. В
связи с тем, что возникали сложности с аутентичным ботаническим переводом, названия
некоторых растения и сейчас трактуются по-разному. Одним из первых ботаников,
кто начал разбираться в этих вопросах, был Улоф Цельсий. Как указано на сайте, Улоф
Цельсий родился 19 июля 1670 года. Он был профессором Уппсальского
университета: с 1715 года —
профессором востоковедения, c 1727 года —
профессором теологии.
Улоф Цельсий — один из учителей и покровителей выдающегося
шведского учёного Карла Линнея (1707—1778). Цельсий занимался сведением воедино сведений
о растениях, упомянутых вБиблии; ему принадлежит одна из первых
работ, посвящённых данному предмету, Hierobotanicon,
sive, De plantis sacrae Scripturae dissertationes breves, которая была
издана в двух частях в Уппсале в 1745—1747 годах.
2. Статья в журнале Наука и жизнь «ЧТО ЕСТЬ ЧТО В МИРЕ БИБЛЕЙСКИХ РАСТЕНИЙ» Автор очень грамотно описывает и обосновывает свое видение
проблемы, описывает много библейских растений. Несколько абзацев из статьи:
«Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь
питаться полевою травою.
Бытие 3:18
Бытие 3:18
Слово "волчцы" употребляется в
Библии исключительно во множественном числе и практически всегда вместе со
словом "терние", означая всякую бесполезную, вредную, негодную
растительность. Эти слова служат собирательным названием целого ряда сорных и
колючих растений, произрастающих повсюду, но с особым рвением селящихся на
пустынных участках, небрежно обрабатываемых, или вовсе на заброшенных пашнях и
виноградниках. Осенью в некоторых местах равнины Шарон у средиземноморского
побережья, на склонах холмов Галилеи, на берегу озера Кинерет, на пустырях
Иудеи и Самарии можно увидеть целое море цветущих растений, отличающихся
своеобразной красотой. Именно они получили в Библии название "волчцы и
терние".
Ботаники расходятся во мнении, какие растения
можно отнести к этому сборному названию, но все же основные претенденты,
непременными признаками которых служат наличие колючек и способность засорять
посевы, определены, и принадлежат они главным образом к семейству сложноцветных.
Сирийская
колючка - Notobasis
syriaca (Cirsium syriacum) - относится к растениям,
известным у нас под названием "бодяк" (осот). Злостный однолетний
сорняк, который тем не менее находил применение в качестве лекарственного
растения. Измельченную свежую траву использовали для врачевания ран, ссадин,
кровоподтеков и опухолей. Из сушеной травы и корней готовили настои,
применявшиеся для тех же целей.
Василек
лечебный - Centaurea
procurrens - многолетнее травянистое растение, растет как сорняк в
посевах пшеницы, ячменя или образует самостоятельные заросли в песках пустыни
Негев. Свежую измельченную траву василька прикладывали к ранам и воспаленным
местам. Настоем сухой травы обмывали зудящие участки кожи, покрытые сыпью.
Артишок
посевной - Cynara
scolymus - по внешнему виду схож с чертополохом, особенно в пору
цветения. Уже в IV веке до н. э. артишок был известен как лекарственное
средство и продукт питания. Древние греки и римляне высоко ценили его за
свойство сока, выжатого до цветения растения, укреплять редеющие волосы и за
благоприятное влияние на пищеварение. В Европе корни и листья артишока тоже
использовали как лекарство. В наше время препараты, полученные из артишока,
применяются в качестве вспомогательного средства при лечении мочекаменной и
желчно-каменной болезней, гепатита, атеросклероза, аллергии, псориаза, экзем.
Расторопша
пятнистая - Silybum
marianum. Латинское родовое название растения - Silybum -
происходит от греческого слова, которое переводится как "кисточка".
Видовое же название дано в честь Девы Марии и связано с легендой о том, что
белые пятна на зеленых листьях расторопши - молоко Божией матери. Легенда нашла
отражение в названиях этого растения на многих европейских языках. В России его
называют Марьины колючки, Марьин чертополох, а также остро-пестро или колючник.
Родина растения - Средиземноморье, где оно
часто встречается вблизи жилья или как сорняк в посевах, на огородах, в садах.
Лечебные свойства расторопши были известны еще в античные времена, когда ее
ценили в качестве средства для лечения заболеваний печени и желчного пузыря,
способного к тому же избавлять человека от меланхолии. В современной медицине
из плодов расторопши пятнистой получают препараты, улучшающие обменные процессы
в печени.
Нельзя обойти молчанием и еще одно растение.
Это распространенный на всем Ближнем Востоке, за исключением пустынь, сорняк - куколь обыкновенный (Agrostemma
githago) из семейства гвоздичных. Родовое название растения происходит от
двух греческих слов: "agros" - поле и "stemma" - венец.
Поэтому здесь уместно упомянуть о том, что очень похожее название носит часть
повседневной одежды монаха византийского обряда: облегающий голову черный (у
патриарха - белый) капюшон с тремя концами, который называется кукуль, куколь
или кокуль.
Куколь всегда доставлял земледельцам немало
хлопот тем, что мука из зерна, засоренного семенами куколя, становилась
ядовитой. В то же время, как это обычно бывает, ядовитое растение с большим или
меньшим успехом использовали в лечебных целях. Настоем травы и семян полоскали
рот при зубной боли или пили его при простудных заболеваниях и болях в желудке.
В христианской традиции злостные сорняки
символизируют порок, который конечно же должен быть наказан: "То пусть
вместо пшеницы вырастает волчец, и вместо ячменя куколь" (Иов 31:40).
Употребление словосочетания "терние и волчцы" в иносказательном или
даже символическом смысле в одних случаях может характеризовать результат
пренебрежения своим делом, в других - иллюстрирует последствия неисполнения
Божьего промысла, в третьих - означает затруднения и препятствия.
3. Статья в газете «Аргументы и Факты»
«- Часто в Священном Писании растения упоминаются как символы
победы или поражения, проклятия или благоволения, - рассказывает Игорь Сокольский, кандидат
фармацевтических наук, специалист по фитохимии, автор монографии о растениях
библии. - Медики, диетологи и фармакологи не раз убеждались,
что использовать подобные растения следует, внимательно сверяясь с текстом
Священного Писания. Ведь рано или поздно у них обнаруживались именно те
свойства, которые были созвучны их символическому значению.»
Автор статьи, И. Сокольский написал очень интересную книгу «Прекрасные
растения Библии». Я ее попытался найти в свободном доступе, но не смог. Кому
интересно, могут ее купить в интернет-магазинах.
4. Статья «Растения в
Библии» на сайте https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/rastenija-v-biblii-a-d-s.956/
5.
Статья "Библейские растения: деревья, кустарники, лианы» на
сайте http://www.7dach.ru/Uleyskaya/bibleyskie-rasteniya-derevya-kustarniki-liany-48639.html
6. «В Библии упоминается более 100 разных
растений. Однако наши далекие предки выращивали лишь семь главных аграрных
культур. Но это не помешало египтянам, грекам и римлянам построить могучие
державы, создать шедевры искусства… Сколько же все-таки растений необходимо
ненасытному в своих потребностях современному человеку? Ответ находим в Книге
книг. Ведь Богу угодны все — от прекрасной пальмы до худого сорняка. Просто
нужно по-божески обращаться с зеленым миром, и тогда его хватит на всех." Больше
читайте здесь: http://gazeta.zn.ua/SOCIETY/prekrasnaya_semerka_v_knige_knig.html
7. Публикация «Растения,
упоминаемые в Библии» на сайте http://prilesie.net/bible-plant
8. Публикация «Библейская
флора» на сайте http://www.lepestok.kharkov.ua/story/s20100801.htm
9. Глава книги «Пятое
евангелие». Читать на сайте http://www.e-reading.club/chapter.php/1011622/4/Balandin_-_Pyatoe_evangelie.Chast_1.Ekzegetika_prirody.html
10. Фильм на канале
Ютуб https://www.youtube.com/watch?v=WswxBn4B8kI
Надеюсь, каждые
выберет для себя интересный материал!
С праздниками!
Комментариев нет:
Отправить комментарий