VII вопрос. Меры, необходимыя для упорядочения условий
сбыта дикорастущих и культурных лекарственных растений. Возможная роль в этом
отношении земств, местных органов Главного Управления Землеустройства и
Земледелия, учреждений мелкаго кредита и кооперативов.
Вопрос этот является одним из самых важных и даже
кардинальных в деле усовершенствования промысла по сбору и возделыванию
лекарственных растений и разрешение его значительно труднее, чем разрешение
всех вышеозначенных вопросов. В этом случае представляется необходимым
разрешить вопрос о том, как использовать полученное лекарственное сырье, как
его сбыть таким образом, чтобы производитель получал наибольшие доходы, а
потребители не переплачивали излишних денег комиссионерам и другим посредникам
и получали бы желаемый ими продукт в необходимом размере. Разрешение этого вопроса
является одной из задач Совещания представителей земств.
На Междуведомственном Совещании вопрос этот
подвергался обсуждению, во время котораго выяснилась следующая картина
существующих условий сбыта лекарственных растений в России.
Собиранием лекарственных трав в России занимаются
главным образом крестьяне и мелкие землевладельцы. Эти мелкие сборщики, собрав
незначительныя партии травы, высушив их большею частью кое-как, часто весьма
неудовлетворительно, сбывают эти товары скупщикам тоже мелкаго характера,
приезжим или местным; последние очень часто занимаются в селах и деревнях также
и знахарством. Как и всякая другая отрасль крестьянскаго хозяйства, собирание
трав служит одним из главных источников спекуляции в руках местнаго торговаго
люда; в южной и юго-западной России этот промысел находится в руках главным
образом еврейских скупщиков.
Скупщики, приобретая небольшия партии несортированного
товара, составляют из них более крупныя гуртовыя или оптовыя партии и затем,
либо ведут самостоятельную дальнейшую торговлю лекарственными травами, либо,
что бывает чаще, сбывают их комиссионерам и представителям фирм более крупного
характера, а эти последние, в свою очередь сдают полученные товары тем фирмам,
находящимся главным образом в Германии (как, например, Цезарь, Лоренц и Мерк),
в руках которых находится вся мировая торговля лекарственными травами.
Благодаря этого рода комиссионерам происходит при таком способе торговли то,
что русския лекарственныя травы, продающияся, вообще, по более дешевой цене,
чем заграничныя, приносят сборщикам малый доход. Отправленныя в крупный
заграничный оптовый склад, травы эти перерабатываются и обратно переправляются
в Россию в виде лекарственных препаратов, продающихся уже по весьма дорогим
ценам. При этом может статься, что тот же самый сборщик, который получил,
скажем, за свой товар по 5 к. за фунт, в случае надобности для лечения
принужден приобретать его по 50 коп. за фунт и дороже.
Комиссионеры, ведущие скупку лекарственных трав
сорганизованы большей частью так, что каждый их них, обычно, занимается
приобретением одного какого-нибудь вида или нескольких определенных видов
лекарственных трав, почему и приобретает опытность и навык в определении
качеств товара и в обращении с ним. Между всеми этими скупщиками существуют постоянные
дружеские обмены полезными им сведениями и обмен товарами. Каждый их этих
скупщиков является поставщиком более крупных фирм, с которыми он ведет обычно
дело уже многие годы. По получении заказов от этих фирм, скупщики, выторговав
для себя порядочный срок для выполнения их, лишь тогда приступают к закупке
лекарственнаго сырья у сборщиков, иногда при этом даже повышая в начале цену
лекарственнаго сырья на 2-3 к., чтобы приохотить население к сбору.
Громадное
большинство трав, собираемых русскими сборщиками, продается ими по весьма
низкой цене; между тем эти же травы оптовыми фирмами или фирмами,
непосредственно продающими аптекарские товары населению, значительно повышаются
в цене, например, бузинный цвет (flores
Sambuci) у крестьян торговцами покупается по 10-20 к. за ф.;
эти же торговцы продают их аптекарским фирмам уже по 30 к. за ф., цены фирм,
например, Ю. Лемме в Одессе за тот же бузинный цвет 50 коп. за фунт. Еще резче
это заметно на листьях белены: крестьяне получают 3 к., скупщики продают по 7
к., а аптекаря по 18-20 коп. Таким образом, крестьяне получают в этих случаях
всего 1/6 - 1/7 часть той цены, которую можно было бы выручить. Столь низкая
оплата труда по сбору дикорастущих лекарственных трав побуждает сборщиков
прибегать к всевозможным уловкам, засорению товара, с целью увеличить его
вес. Покупающим травы скупщикам,
конечно, эти обстоятельства известны, они их учитывают и потому цена товара еще
более понижается; в результате эта первоначальная продажа лекарственнаго сырья
сводится к тому кто кого обманет – сборщик ли скупщика или наоборот.
Закупленное скупщиком лекарственное сырье свозится им
в определенные пункты, где у него имеются склады, сараи и т. под., и здесь, в
ожидании заказов или отправки, товары в иных случаях сортируются и перерабатываются,
но часто этого не делается, а товар сохраняется в том виде, в каком поступил от
сборщиков. Однако, нужно иметь в виду, что лекарственныя травы представляют из
себя товар скоро портящийся, требующий особо тщательнаго хранения с соблюдением
целаго ряда условий как в отношении вентиляции помещения, влажности воздуха,
температуры его, и т. под., так и в отношении самаго способа хранения, ибо,
сложенные плотно в кучах или мешках, товары эти легко согреваются, и
заключающееся в них действующее начало (алкалоид) изменяется в своем составе и
портится. Кроме того, содержащияся в лекарственных травах эфирныя масла
обладают способностью быстро окисляться горкнуть и портиться. Поэтому
сохранение свеже собранного товара представляет много хлопот; товар травянистый,
недостаточно высушенный или намеренно при продаже подмоченный, требует
тщательной просушки, при сильной вентиляции, при этом не на солнце, так как под
влиянием его иногда изменяется цвет растений. Травы очень гигроскопичны, почему
их временами приходится подсушивать. Лекарственные товары кроме того очень
объемисты; между тем, при плотной упаковке даже воздушно сухого товара в нем
легко возникает гниение, при чем возможна потеря естественнаго цвета (например,
голубого цвета у васильков). Лекарственныя травы, кроме того, представляют из
себя товар неходкий, т.е. не обладающий свойством всеобщей необходимости во
всякий данный момент. Потребность в этих товарах обнаруживается спорадически –
в моменты, когда возникают эпитемическия заболевания, но так как заболеваемость
населения, а, следовательно, и потребность его в лекарствах не может быть
заранее учитываема, то сбыт трав не может иметь прочной основы для себя, и
поэтому спрос на травы по годам сильно варьирует. Благодаря этому товар очень
часто залеживается. Пролежавший же, например, даже только зиму в таких
примитивных складах, товар уже может быть испорчен.
Третья причина, влияющая в отрицательном смысле на
торговля лекарственными травами – это отсутствие оборотных средств как у
сборщиков, так и у вышеуказанных скупщиков, почему и те и другие находятся в
конце концов в зависимости от вышеуказанных крупных фирм.
В отношении тех крупных фирм, которыя закупают все
лекарственное сырье в России, преобладающим является заграничный рынок, т.е.
тот же г. Меркъ. Это вполне понятно, ибо русския фирмы требуют товара единицы,
много десятки, пудов, заграничныя же фирмы беспрепятственно могут приобретать
сотни и даже тысячи пудов. Эта малая емкость русскаго рынка объясняется скорее
всего тем общим характером нашего торговаго баланса, по которому мы как и в
других отраслях сельскаго хозяйства, продаем сырье и получаем фабрикаты, а
здесь продаем травы и получаем химические продукты, отчасти же, может быть, получаем
назад наши же травы в очищенном и
переработаном или лишь в переупакованом виде.
Таким образом, в организации сбыта
необходимо считаться с тем, что промысел этот распылен среди населения, не
представляет главного дохода, а скорее имеет вид резервнаго источника, что
продукт его далеко не ходкий, трудно сбываемый и при том скоропортящийся, что
рыночныя цены колеблются значительно и случайно для хозяина и что сборщики
материально не обезпечены и всегда нуждаются в оборотных средствах.
Трудность разрешения этого вообще очень
важнаго вопроса увеличивается еще и от того, что в настоящее время весь рынок
растительных лекарственных продуктов находится в руках сплоченной кучки крупных
аптекарских фирм (в свою очередь находящихся в зависимости от мировых фирм, главным
образом, например, Меркъ, – германских), которыя, без сомнения, нелегко отдадут
захваченный ими промысел и составят сериозное препятствие даже общественному
предприятию, направленному к освобождению сборщиков лекарственных растений, в
большинстве малосостоятельных крестьян, от этой своего рода крепостной
зависимости )*. При этом для разрешения вопроса о сбыте лекарственных растений
совершенно необходимым является предварительное выяснение современнаго
состояния в России этого промысла, существующих способов сбыта и недостатков
его, и, лишь после выяснения всех этих условий производства, возможно будет
говорить об организации сбыта. Следовательно, и с этим вопросом надлежало бы
обождать до разработки устроенной Департаментом Земледелия анкеты о лекарственных
растениях, но так как время не ждет, и уже и сейчас можно видеть, как в
большинстве случаев стоит это производство в России, то следовало бы наметить
пути для разрешения этого важнаго вопроса о сбыте. Итак, вследствие вышеизложенных
причин:
1) лекарственные травы, доставляется сборщиками, весьма
неудовлетворительны по своему качеству, почему оцениваются низко.
2) хотя оценка товара должна была бы находится в прямой
зависимости от того или иного содержания в продукте действующаго начала, но,
так как это определение требует лабораторного изследования, то оно выполняется
лишь крупными аптекарскими фирмами, получающими товар от своих агентов и
скупщиков; последние же при скупке и определении цены руководствуются лишь
внешним видом товара и степенью нужды в деньгах у сборщика.
3) мелкие сборщики-крестьяне находятся в материальной
зависимости от скупщиков которые, благодаря выдаваемым задаткам и авансам,
получают возможность при реализации сборщиком своего товара платить самыя
низкия цены.
4) способы хранения и обработки (резки, сушки и т. под.)
у мелких сборщиков очень плохи лишь потому, что им не под силу обзавестись
дорого стоющими аппаратами для резки и сушки, хранилищами и пр., которые
имеются у крупных дрогистов.
5) места, где в данный момент ощущается потребность или
спрос на тот или иной лекарственный продукт, мелким сборщикам неизвестны и, наоборот,
крупныя фирмы, вошедшия между собой в негласное соглашение, сообщают друг другу
подобныя сведения, необходимыя для правильного и выгодного сбыта.
6) производство в России алкалоидов до сих пор не
возникло, вследствие таможенной политики, предоставлявшей заграничным
производствам (в частности германским) особо благоприятныя условия,
препятствовавшия развитию русской фабрикации необходимых для лечебных целей
алкалоидов (как напр., кодеин, морфин, атропин и др.).
Таким образом положение сборщиков в настоящие время в
отношении сбыта лекарственных трав самое тяжелое, ненадежное и не могущее
особенно прельщать заниматься этой отраслью сельскаго хозяйства.
Между тем вопрос о введение в России аптечной
монополии, возбужденный несколько времени тому назад, могущий просто разрешить
многие трудные моменты сбыта лекарственных растений, оказывается чреватым
такими трудностями, что врядли можно разсчитывать на скорое проведение его в жизнь.
На Совещании был поднят профессором В.К.Варлихом
вопрос о необходимости для России правительственной аптечной монополии по
образцу Швеции, что встретило поддержку также и со стороны профессора А.Г.
Зайкевича. Но Совещание, признавая принятие в непосредственное ведение
правительства дела снабжения населения лекарствами вполне отвечающим интересам
народнаго здравия, отметило недостаточную свою подготовленность и большую
сложность этого вопроса, к тому же не относящагося к программе Совещания.
Но, так как, вместе с тем, упорядочение сбыта и
поддержка мелких промышленников, предлагающих небольшия партии товара, были
признаны одной из важнейших мер для развития промысла по сбору, возделыванию и
обработке лекарственных растений в России, то признано желательным, чтобы
Сельскохозяйственное Ведомство, и в этом деле придерживаясь своей общей
полтики, оказывало техническое и материальное содействие местным начинаниям –
земствам, кооперативам, сельскохозяйственным и фармацевтическим обществам в
деле организации сбыта лекарственных продуктов. Само же Ведомство предполагает
уклониться от ведения хозяйственным способом промышленных мероприятий, которыя
по своему характеру должны быть в руках местной инициативы, а не казны.
В этом случае вполне
целесообразным является привлечение к делу организации сбыта в России
лекарственных растений кооперативов и земских и общественных учреждений.
Наилучшим способом устройства сбыта лекарственных растений являлась бы
организация учреждений, подобных тем элеваторам и зернохранилищам, которые в
настоящее время устраиваются Государственным Банком в целях упорядочения
хлебной торговли России.
Примечание )*: Пример этому мы видим в Лубенском
Сельскохозяйственном Обществе, организовавшем комиссионную продажу крестьянами
собираемых ими лекарственных трав, не смогшем выдержать борьбу с конкурентами –
частными скупщиками и несущем поэтому убытки.
Поэтому и в целях улучшения условий сбыта
лекарственных растений возможно было бы устроить в России ряд складов-приемников, назначенных для
приема непосредственно от сборщиков собираемых ими лекарственных трав для
кратковременного хранения до отправки их в крупные склады-распределители, которых может всего 10-12 на всю Россию. Эти
последние склады должны хранить лекарственные продукты до появления на них
спроса и по мере надобности отправлять в те пункты, где в этих товарах
нуждаются или откуда последовал непосредственный заказ на них, напр., аптекам и
лечебным учреждениям земств, Красного Креста и др. Эти склады должны быть
оборудованы по последнему слову техники не только для хранения лекарственных
трав в наилучших для каждаго вида и даже сорта продуктов условиях, но и для
приготовления из них современными способами рыночнаго товара, (посредством
сушки, измельчения, экстрагирования, перегонки и т. под. методов обработки).
При этих же центральных складах обязательно должны быть устроены специальныя
хорошо оборудованныя лаборатории для производства качественных и количественных
определений содержания в доставленных продуктах действующаго начала для
определения стандарта товара и той цены, которую за продукт можно уплатить. При
складах же могут быть устроены и заводы для изготовления алкалоидов и др.
растительных лекарственных препаратов. Организованные таким образом пункты
сбыта лекарственных растений–склады-хранилища их могли бы при приеме от
сборщика доставленного продукта и после определения его стандарта, выдавать
собственникам товара складочныя квитанции (варранты в хлебной торговли),
которыя уже могут быть закладываемым в кредитных учреждениях и продаваемых
другим лицам. Без сомнения, при таком способе сбыта товара будет
подвергаться денатурализации, что не
имеет, однако, совершенно никакого значения для собственников или для
производителей товара, если только в основание для оценки его и для определения
стандарта принимается во внимание внутреннее содержание в продукте только и
имеющаго ценность действующаго начала, а наружный вид лишь постольку, поскольку
он имеет значение для удобства добывания из продукта целебного вещества. Такая
система сбыта может быть проведена в жизнь довольно быстро земскими, городскими
и общественными учреждениями, представляющими в то же самое время из себя и
крупный рынок сбыта, ибо, несомненно, что все устроенныя этими учреждениями
больницы, аптеки т.п. лечебныя учреждения, приобретающия ныне лекарственные
продукты у аптекарских фирм или за границей, явятся крупнейшими, может быть
даже обязательными потребителями такой организации, а вместе с теме устранятся
в значительной степени и эксплоатация сборщиков комиссионерами, да и борьба с
крупными скупщиками лекарственного сырья будет иметь для себя прочную
непреоборимую почву.
Междуведомственное Совещание при
обсуждении этих вопросов, разсмотрев их всесторонне, насколько в этом имелась
возможность признало желательным в ближайшем же будущем проведение
Департаментом Земледелия следующих мероприятий;
1) оказывать материальное и техническое содействие
местным общественным и земским организациям в деле устройства складочных пунктов,
питомников, лабораторий для изследования действующих начал и установления
стандартов лекарственных средств и разсылки образцов их, наиболее отвечающих требованиям рынка.
2) Оказывать непосредственно или через посредство земских
кредитных установлений материальное содействие производителям в виде ссуды под
товар.
3) Принять зависящие меры к возможно полному освобождению
производителя лекарственных растений от зависимости от посредников, оказывая
содействие земствам в деле учреждения кооперативов для производства и обработки
лекарственных растений.
4) Обратить внимание соответствующих ведомств на
устарелость русской фармакопеи, которая составлена в интересах германской
промышленности.
5) Озаботиться принятием мер к возможно лучшему использованию русских лекарственных растений
для добычи алкалоидов, привозимых из за границы.
6) Кроме того, признано весьма желательным устройство
лабораторий для изследования поступающих на рынок партий лекарственных трав и
целях улучшения также самого промысла изготовление и разсылку образцов товара,
требуемого фармацевтическим рынком. В настоящие время такие образцы уже
изготавливаются Лубенским Обществом сельскаго хозяйства.
Придавая таким образом первостепенное значение
мероприятиям, направленным к улучшению сбыта лекарственных растений, Главное
Управление Землеустройства и Земледелия полагало бы необходимым обсудить на
Совещании представителей земств, между прочим, нижеследующие общаго значения
вопросы:
1) в чем может выразится материальная и техническая
поддержка местными земскими, городскими и общественными организациями в деле
устройства питомников, складочных помещений и лабораторий для изследования
лекарственных растений и их продуктов,
2) какое надлежит оказать содействие организации
общественных и товарищеских предприятий для сбора, разведения, обработки и
сбыта лекарственных растений.
3) современна ли организация, в видах возможно лучшаго
использования русских лекарственных растений и обезпечения страны собственными
аптекарскими товарами, земских общественных предприятий для добычи алкалоидных
и других препаратов, привозимых ныне из за границы.
Далее, по вопросу о мерах поощрения тех сельских
хозяев, которые занимаются разведением лекарственных растений или пожелают им
заняться. Междуведомственное Совещание постановило премировать хозяйства
частных лиц, введших в свою культуру лекарственныя растения и применяющих
наилучшие способы обработки их.
Следует отметить, что Департаментом такия меры уже
проводились в жизнь, например в виде снабжения отдельных хозяйств перегонными
аппаратами для выгонки мятного масла. В будущем предполагалось бы привлечь к
участию в производстве испытаний и изследований лекарственных растений также и
частныя хозяйства под руководством вполне компетентных лиц.
По вопросу о таможенной политике в деле
развития культуры и сбора дикорастущих лекарственных растений в России в видах
охраны и поощрения продуктов русского производства.
Совещание, по обсуждении данных о
размерах таможенных тарифов, взимаемых с лекарственных продуктов ввозимых в
Россию и вывозимых за границу, обратило внимание на недостаточную высоту этих
таможенных ставок, благодаря которым покровительствуется производствам
чужеземным в ущерб нашим русским. По сообщению представителя Департамента
Таможенных Сборов, вопрос этот в настоящее время разсматривается в специальном
Совещании и в целях разрешения его уже приняты некоторые меры для облегчения
ввоза в Россию лекарственных продуктов, именно, прекращено действие
конвенционнаго таможеннаго договора, покровительствовавшаго германским
фабрикантам. При составлении же новаго таможеннаго тарифа и при заключении
новых торговых договоров будут приняты во внимание все те пожелания, которыя по
сему поводу были выражены и настоящим Совещанием.
Поэтому междуведомственное Совещание,
со своей стороны, поставило ходатайствовать об обложении высокими ввозными
пошлинами тех лекарственных препаратов химическаго происхождения, которые в
настоящее время сильно конкурируют с продуктами растительного происхождения, а
также признало необходимость производства испытания и изучения ряда растений,
не включенных еще в Российскую фармакопею, но могущих заменить иноземные виды
сих растений.
По вопросу о пересмотре тарифов на
железнодорожную перевозку лекарственных и душистых растений и их обработанных
продуктов, в видах поощрения русскаго производства.
По данным Департамента Железнодорожных
Дел, лекарственные продукты при перевозке, для определения стоимости провоза,
относятся к следующим группам классификации.
К группе 8: благовонный и косметический
товары, как то: амбра, мирта, стиракс, масла и смолы благовонныя, одеколон,
помада, порошки зубные, эссенция благовонный и проч.
К группе 66: москательный и аптекарский
товары.
Пункт п: корень солодковый, лакрица и
сок солодковый.
Пункт ч: остальные предметы группы, как
то: алое, чилибуха, камак, горечавка, ромашка, донник, исландский мох, ревень,
бальзамы лекарствен., корка гранатная и хинная, мука полынная, вина хинное и
солодковое, манна, орехи танги, порошки дезинфекционные, лепешки, смолы, настои
и декокты лекарств., семена и травы лекарственныя особо не поименованныя, хина,
цветы бузины и липы, экстракты и эссенции лекарственные особо не поименованныя,
ягоды можжевеловые, ягоды лекарственныя особо не поименованныя, лекарства
готовыя, прочие аптекарские товары особо не поименованные, сантонин.
К группе 106, пункт д: семя рициновое,
цитварное; пункт ж: остальные предметы группы, как то: семена кунжутное,
анисовое, а также древесных лесных, масляничных, цветочных и огородных растений
особо не поименованных.
К группе 98: смолы.
Пункт б: терпентин, скипидар очищенный,
а также пихтовое масло.
К группе 6: касторковое, кокосовое,
кунжутное, тахинное и проч.
Грузы эти при перевозке оплачиваются по
чрезмерно высоким тарифам; поэтому Совещание постановило – ходатайствовать при
пересмотре железнодорожных тарифов о представлений лекарственным растениям,
производимым в России, наиболее льготных условий для перевозки*).
М.Полевицкий
Примечание:
*)
На состоявшемся при Д-те Земл. 20-28 Мая Совещании представителей земств и сел.
хоз. обществ был отмечен весьма большой интерес к лекарственным растениям со
стороны как отдельных сельских хозяев, так и земских, общественных организаций
и кооперативов и было признано желательным оказывание со стороны Департамента
Земледелия материальной и технической поддержки земским, городским и
общественным организациям в деле устройства питомников, складочных помещений и
лабораторий для изследования лекарственных растений и их продуктов и
предприятий для сбора, разведения, обработки и сбыта лекарственных растений.
вместе с тем отмечалось в деле развития в России этого промысла со стороны и
правительственных и общественных, и земских учереждений, а равно и частных лиц
особенная осторожность во избежание могущаго быть перепроизводство
лекарственных продуктов, которые могут остаться в таком случае
неиспользованными и, следовательно, дадут сельскому хозяйству не доход, а
убыток.
Комментариев нет:
Отправить комментарий